Формы организации обучения
Постепенное изменение политических, экономических, социокультурных условий жизни российского общества требует постоянной модернизации системы образования. Это касается и подготовки специалистов, и имеющихся в педагогике форм организации обучения.
Понятие о формах организации обучения
Давайте же посмотрим, что представляют собой формы обучения. И начнем мы с определения.
Определение 1Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения.
Формам обучения свойственна вариативность и динамизм. Постоянно создаются новые формы, которые приходят на смену устаревшим. Это развитие форм следует за социальным развитие общества, ростом материальной и духовной культуры.
С ходом времени эта педагогическая категория постоянно изменялась под воздействием изменений в содержании образования, появления новых дидактических целей и образовательных задач, появления современных средств обучения.
Эмпирическая типологизация средств обучения
В педагогике форма обучения – это не то, что существует в единственном числе и является обязательным для всех. В зависимости от целого ряда параметров, таких, например, как количество учащихся, вовлеченных в процесс образования, выделяют сразу несколько разнообразных форм обучения:
- индивидуальная, которая предполагает, что воздействие будет оказано на одного индивидуума;
- групповая: учащиеся работают в группах, в которые объединяются на основе различных критериев;
- фронтальная: педагог взаимодействует со всеми учащимися в классе.
Очевидным преимуществом индивидуального обучения является возможность реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, что наилучшим образом сказывается на развитии потенциала личности.
Работа в группе эффективна в тех случаях, когда в нее объединяется 5-7 человек. Разделение на группы позволяет реализовать дифференцированных подход к обучению и воспитанию, так как состав группы является более-менее однородным по уровню подготовки, интересам и увлечениям. В таких условиях можно привлечь для изучения большее количество фактического материала, использовать проводимую работу для выявления и установления действующих в группе механизмов и закономерностей, проверить достоверность сделанных на основе наблюдений выводов.
zaochnik.com
Формы обучения в педагогике
Необходимость модернизации системы российского образования в соответствии с новыми требованиями к уровню подготовки специалистов в новых политических, экономических, социокультурных условиях приводит к совершенствованию форм обучения.
Определение 1
В современной научной литературе под данной педагогической категорией понимается целенаправленная организация учебно-познавательной деятельности субъектов обучения, которая используется педагогом в процессе реализации образовательно-воспитательного воздействия; внешняя процессуальная сторона обучения.
Формы обучения динамичны, вариативны, они возникают и развиваются, заменяют друг друга в зависимости от уровня социального развития, материальной и духовной культуры общества. На протяжении исторического развития педагогическая категория трансформировалась под влиянием изменений содержания образования, актуализации новых дидактических целей и задач, совершенствования средств обучения.
Эмпирическая типологизация форм обучения
Традиционно на основании критерия количества субъектов, вовлеченных в образовательно-воспитательную деятельность, выделяют следующие формы обучения:
- индивидуальная, при реализации которой педагогическое воздействие осуществляется на одного индивидуума. Индивидуальная форма взаимодействия предполагает реализацию дифференцированного подхода, что позволяет использовать воспитательный, развивающий потенциал личного опыта обучающегося;
- в групповых формах работы учащиеся взаимодействуют в группах, основанных на различных критериях. Как правило, в группе взаимодействуют $5 – 7$ человек. Использование данной формы организации образовательной деятельности позволяет реализовать дифференцированный подход, распределить содержание обучения в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, их интересами, увлечениями. Групповое взаимодействие позволяет привлекать большее количество фактического материала для выявления и установления закономерностей, механизмов, повысить достоверность полученных выводов. Дополнительным преимуществом данной формы работы выступает оптимизация, гармонизация отношений между участниками группы, между обучающимися и педагогом, создание благоприятной атмосферы в процессе обучения;
- фронтальная форма работы предполагает взаимодействие педагога со всем учащимися. Основным преимуществом данной формы организации учебной деятельности выступает наличие возможности охватить педагогическим воздействием большое количество обучающихся.
Классно-урочная система как основная форма организации обучения
В наиболее общем виде формы организации обучения представлены классно-урочной системой и внеурочной работой.
Определение 2
Главным компонентом классно-урочной системы выступает урок – форма организации обучения, при реализации которой учебные занятия осуществляются педагогом совместно с группой обучающихся постоянного состава, одного уровня подготовки, возраста в соответствии с расписанием.
Каждый урок посвящен изучению отдельных вопросов образовательной программы, выступает продолжением предшествующих учебных занятий и базисом для последующих.
Определение 3
Урок, таким образом, выступает автономной, логически завершенной организационно-структурной единицей образовательного процесса.
Классификация уроков как форм обучения
Классно-урочная система представлена различными типами урока, включая следующие виды:
- собственно урок;
- лабораторная работа;
- лекция;
- мастерская;
- семинар;
- экскурсия.
Таким образом, форма обучения представляет собой процессуальную сторону образования как целенаправленного процесса личностного и профессионального развития.
spravochnick.ru
Форма обучения это в педагогике определение
Понятие форма обучения
Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.
Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления.
В связи с развитием дидактической системы формы обучения возникают и совершенствуются. Очень часто, говоря о формах обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развиваются по мере развития общества.
Существуют следующие способы обучения:
1) индивидуальный способ обучения – обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально (Например: ремесленник брал к себе в дом ученика, который живя в его доме обучался ремеслу и грамоте) Сегодня индивидуальный способ обучения используется для обучения «отстающих» детей в школе или на занятиях с репетитором при поступлении в ВУЗы или школы.
2) индивидуально-групповой способ обучения. В классе находятся дети разных возрастов и разного уровня подготовки. Учитель занимается с группой детей, а в это время остальные дети работают самостоятельно (выполняют задания). Учебная деятельность носила индивидуальный характер, учитель поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, объяснял новый, затем давал индивидуальные задания. В ходе обучения дети приобретают простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако большинство детей оставались необучаемыми.
Таким образом к концу 16 началу 17 века оба эти способа обучения постепенно утратили свою значимость для общества. Быстрое развитие производства и повышение роли духовного в обществе привели к созданию нового способа обучения.
3) групповой способ обучения – возник в 16 веке, свое применение этот способ нашел в школе Белоруссии и Украины, он явился началом зарождения классно-урочной формы обучения.
4) коллективный способ обучения – появился в начале нашего столетия в России. Его основоположником был А. Г. Ривин. В 1918 году Ривин организовал школу, в которой обучались около 40 разновозрастных детей (от 10-16 лет). Сегодня эта школа была бы частными курсами. Учащиеся здесь работали друг с другом в парах. Состояние пар постоянно меняется поэтому их называли парами смешанного состава. Учащиеся изучали различные новые темы и объясняли их другим членам группы, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и без расписания. Однако результаты обучения были поразительными. За 1 год обучения дети усваивали материал 3-4 лет обучения. Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, т. к. не было разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой Фомы обучения использовались во многих образовательных учреждениях.
Функции формы обучения.
Функции форм обучения:
1) обучающе-образовательная – она создает наилучшие условия для передачи ЗУНов, формирования практических способностей;
2) воспитательная – последовательное введение школьника в разнообразные виды деятельности, формирование положительных качеств личности;
3) организационная – четкая организация методической подачи материала, строгий отбор вспомогательных средств;
4) психологическая – выработка у учащихся определенного деятельностного биоритма, т.е. привычка к работе в одно и тоже время;5) развивающая – содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами;
6) интегрирующе-дифференцирующая – коллективная и индивидуальная деятельность детей, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
7) систематизирующая и структурирующая – разбивка всего учебного материала по часам и темам, формам организации обучения (что изучается на уроке, что выносится на домашнюю работу), учитывает формы организации обучения;
8) стимулирующая – мобилизация учащихся на активное усвоение материала;
9) дополняющая и координирующая – т.е. формы организации дополняют и корректируют друг друга.
Классификация форм обучения.
По длительности (времени) обучения различают:
1) классический урок – 45 минут;
2) спаренный урок – 90 минут;
3) спаренное укороченное занятие – 70 минут;
4) «уроки без звонков» произвольной длительности.
Организация формы обучения – виды учебных занятий отличаются друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащихся.
Существует 2 вида форм обучения:
1) коллективная работа;
2) индивидуальная работа.
Коллективная работа включает в себя:
1) урок – традиционная форма обучения, ограниченная во времени, организованная система взаимодействий учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми ЗУНов;
2) факультатив – углубление и расшире
zna4enie.ru
8.2. Классификации форм организации обучения
Существующие сегодня разнообразные формы организации обучения классифицируются по различным основаниям.
I. По количеству учащихся и характеру их взаимодействия предлагается выделять индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные формы организации обучения. Иногда отдельно предлагается выделять парную работу (В.А. Ситаров), но если в пару входят два ученика, то это уже микрогруппа со всеми вытекающими следствиями – идет взаимодействие учащихся друг с другом, осуществляется совместный поиск решения. Если же пару образуют учитель и ученик, то эта структура может образовывать отдельную форму организации обучения (И.М. Чередов, В.К. Дьяченко), но практически она неприменима в современной массовой школе.
II. По месту организации занятий выделяют школьные и внешкольные формы организации обучения. Школьные можно подразделить на классные и внеклассные.
III. По продолжительности учебных занятий выделяют классический урок (45 мин.), спаренные (блочные) занятия (90 мин: два урока по 45 мин или три урока по 30 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), урок без звонка – произвольной длины (Ч. Куписевич).
IV. По систематичности использования и решению основных задач образования формы могут быть основные (урок), дополнительные (экскурсия, дополнительные занятия, домашняя работа, школьная лекция, школьный семинар, практические и лабораторные занятия и др.), вспомогательные (кружковые занятия, факультативы, занятия в клубах по интересам).
V. Современная трехмерная классификация включает три направления: общие формы (по количеству учащихся и характеру взаимодействия: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная), внешние формы (по способу передачи учащимся информации: урок, семинар, лекция, конференция, самостоятельная работа, экскурсия, лабораторная работа, факультативные занятия и др.), внутренние формы (по доминирующей цели обучения: вводное занятие, занятие по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, практическое занятие, занятие по обобщению и систематизации знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, занятие комбинированной формы) (В.И. Андреев).
8.3. Характеристика ведущих форм обучения
Рассмотрим формы организации обучения по первой классификации: по количеству учащихся и характеру их взаимодействия. Эти формы обучения называют еще общими формами.
1. Индивидуальная форма обучения предполагает, что учебная работа выполняется одним учеником самостоятельно без непосредственного контакта с учителем или другими учащимися. По сути это – самостоятельное выполнение одинаковых для всех заданий (по карточкам, из учебника или с доски). Но если задание ученику подобрано с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей, то такая форма организации обучения называется индивидуализированной.
2. Групповая форма обучения заключается в том, что учитель организует работу отдельных групп учащихся класса, при этом ученики активно взаимодействуют в группах друг с другом, а учитель взаимодействует с каждой группой. Группы могут быть постоянного состава и переменного состава. Задание может быть одинаковым для всех групп или представлять собой какую-то часть одного большого общего задания. Группы могут быть дифференцированные и смешанные: уровень учащихся в группе по выбранному показателю может быть примерно одинаковый или разный. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. В группах постоянного состава работа продвигается быстрее и качественнее, но переменный состав групп дает больше возможностей для овладения коммуникативными умениями, умениями руководить и подчиняться, строить работу с разными, иногда не очень приятными, людьми. При неграмотном использовании дифференцированных групп возможно появление психологического дискомфорта у одних учащихся и заносчивости, пренебрежительного отношения к окружающим у других. В смешанных группах у менее подготовленных или ленивых учащихся есть возможность «отсидеться» за спинами более успешных и активных одноклассников. В целом групповая форма организации обучения обладает мощными потенциалами развития интеллектуальных и личностных качеств учащихся, за что получила широкое распространение в развивающем обучении, но до сих пор слабо используется в традиционной школе.
3. Фронтальная форма обучения характеризуется тем, что учитель управляет познавательной деятельностью всего класса в целом, при этом все ученики работают над единой, одинаковой для всех задачей. Если учитель способен удерживать в поле зрения весь класс и следить одновременно за работой каждого ученика, то фронтальная форма организации может быть эффективной, особенно в условиях атмосферы совместного творчества, которую создает и поддерживает учитель. Но все же фронтальная форма обучения не в состоянии учесть индивидуальный темп работы и особенности обучения каждого ребенка. В современной школе такая форма является очень распространенной.
4. Коллективная форма обучения (В.К. Дьяченко) – это такая организация работы, при которой учитель работает с классом, как целостным организмом, коллективом, имеющим свои органы управления и активно влияющим на каждого своего члена. Каждый ученик принимает посильное участие в работе, понимая, что от его деятельности зависит успех всего класса. Актив класса определяет объем работы, распределяет ее внутри коллектива, руководит и управляет учебной работой. Преимущества этой формы организации обучения перед остальными обнаруживаются и в образовательных, и в воспитательных результатах, но широкого распространения коллективная форма обучения сегодня не имеет из-за методических сложностей в организации работы.
Наиболее распространенная сегодня классификация форм организации обучения – по систематичности использования и решению основных задач образования В.А. Сластенин). Охарактеризуем главные из форм данной классификации.
1. Основные формы организации обучения. Сегодня в школе это – урок, в вузе – лекция и семинар. Основными они называются потому, что являются главными «носителями» основного содержания образования. Все наиболее важные и значимые части содержания ученики усваивают на уроке, студенты – на лекциях и семинарах.
2. Дополнительные формы организации обучения называются так потому, что они дополняют основную форму и позволяют полнее реализовывать все функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую. Основу обучения в школе составляет урок, а формы этой группы дополняют его, помогая ученикам усвоить все содержание полностью. Назовем и дадим определения главным дополнительным формам обучения.
Домашняя работа – это самостоятельная подготовка учащихся по определенным, данным учителем заданиям после завершения занятий по расписанию. Во времена Я.А. Коменского домашняя работа считалась ненужной – все необходимо было успевать на уроке. Сегодня домашняя работа не только признается необходимой, но и выполняет в основном воспитательные функции – помогает учащимся воспитывать в себе ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, аккуратность, учит методам самообразования. В обучающем плане домашняя работа позволяет прочнее усвоить материал, отработать практические умения и навыки, применить приемы творческой деятельности. Для того чтобы домашняя работа выполняла свои функции необходимо учителю соблюдать следующие требования:
домашняя работа должна выполняться, поэтому на каждом уроке необходимо проводить проверку выполнения домашнего задания;
домашняя работа должна выполняться осознанно, поэтому на уроке необходимо выяснить, для чего на дом дается именно это задание;
домашняя работа должна быть понятна ученику, для этого необходимо на уроке рассмотреть заданные на дом упражнения и при необходимости дать разъяснения, как выполнять задание;
домашняя работа должна стимулировать ученика к дальнейшей работе, поэтому необходимо предусматривать возможность дифференцированных, индивидуальных и творческих домашних заданий.
Экскурсия – это форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов для непосредственного ознакомления с ними. Она может проводиться на производстве, в природной среде, на культурно-исторических объектах. Экскурсия реализует принцип наглядности, принцип связи обучения с жизнью, расширяет кругозор учащихся, выполняет воспитательную функцию.
Лекция – это форма передачи содержания в виде последовательного монологического изложения учителем научно-обоснованного и логически выстроенного материала. Успешность лекции зависит от подготовленности учителя к данной форме работы (умение ясно излагать, активизировать мышление, творчески импровизировать, доказывать и аргументировать суждения), от подготовленности учащихся к слушанию и конспектированию лекции, от учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в определении тематики, содержания, применяемых наглядных и технических средств. Школьная лекция предполагает основной метод обучения рассказ, лекция как форма работы в высших учебных заведениях в качестве основного метода предполагает лекцию.
Семинар – это форма организации обучения, которая складывается из самостоятельного изучения учащимися в научной литературе заранее определенных вопросов и дальнейшего активного обсуждения результатов поиска на учебном занятии под руководством учителя.
Практическое занятие – это форма организации обучения, направленная на формирование и отработку практических или интеллектуальных умений и навыков. На практических занятиях усвоенные знания применяются в деятельности.
Лабораторное занятие – это форма организации обучения, частично направленная на самостоятельное добывание новых знаний через практическую деятельность учащихся, а частично – на закрепление уже усвоенных умений и навыков. На лабораторных занятиях ученики работают с различным оборудованием и приборами. Часто лабораторные занятия имеют много общего с практическими, что выражается, например, в названии «лабораторный практикум».
Кроме названных, есть еще дополнительные занятия, консультации, коллоквиумы, учебные конференции и др. формы.
3. Вспомогательные формы организации обучения – это такие формы, которые помогают учащимся узнать больше и глубже в тех областях знания, которые им интересны или необходимы для поступления в вузы. Эти формы организации обучения имеют содержание за пределами образовательного стандарта.
Факультативы – это занятия с группой учащихся по специальной программе, которая расширяет и углубляет, но не дублирует учебную. Факультатив учащиеся выбирают добровольно, но посещают обязательно в течение определенного времени.
Занятия в кружках и клубах по интересам проходят на основе принципа добровольности, программа их более гибкая, чем на факультативе, возможен учет пожеланий и интересов учащихся.
studfiles.net
Формы организации обучения
В мире, окружающем нас, в единстве и неразрывном взаимопроникновении сосуществуют друг с другом содержание и форма. Вместе они составляют единое целое мира материальных сущностей, действий и итогов этих действий. Форма — это внутренняя организация содержания, которая обнимает систему стабильных взаимосвязей предметов.
С.И. Ожегов описывает «форму» как внешний вид, наружное очертание, устройство, систему чего-либо, которая обусловлена конкретным содержанием.
В педагогике проблема формы существует уже очень давно. Впервые серьезным научным обсуждением этой проблемы занимался известный педагог Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике». В наше время исследованием форм организации обучения занимались такие учёные, как И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев, М.Н. Скаткин, Г. Куписевич и другие. Отдельные формы организации обучения и аспекты нашли свое отображение в работах М.И. Махмутова, В.П. Стрезикозина, Г.Д. Кирилловой, И.М. Чередова, польского педагога В. Оконя и других. Имеется интересный опыт становления новых форм обучения и у педагогов-новаторов.
Но в педагогической науке до сих пор не разработаны на понятийном уровне такие понятия, как «форма», «форма организации обучения», «организационные формы обучения», т.е. понятия о формах обучения и основания их классификации. Изучив и проанализировав концептуальные подходы ряда названных авторов, П.И. Пидкасистый выдвигает свою собственную позицию.
Форма, представляя собой наружное очертание, внешний вид отрезков, циклов обучения, отображает систему их стабильных взаимосвязей и взаимосвязей компонентов внутри всякого цикла обучения и как дидактическая группа означает наружную сторону организации учебного процесса, связанную с численностью обучаемых детей, временем и местом обучения, а также порядком его воплощения.
И.И. Прокопьев в дидактическом плане дает форме следующее определение: форма обучения есть наружная сторона структуры учебного процесса, которая отображает внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов». Таким образом, в педагогических формах представлена не только предметная, но и функциональная части учебного процесса. Отмечая данную связь, надлежит профессионально относиться к их прогнозированию, применению и совершенствованию. Не считая обучения имеется еще организация обучения. В Толковом словаре В. Даля термин «организация» означает «организовать либо организировать», т.е. уладить, определить, привести в порядок, собрать, сформировать, создать стройно. Организация обучения подразумевает организацию деятельности учеников и учителя, сведение в порядок учебного процесса, привнесение ему стройности, т.е. соответствующей формы.
Форма организации обучения представляет собой целостную системную характеристику процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и обучащихся, пропорции управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, численности детей, целей, средств, содержания, способов и итогов обучения. В зависимости от метода организации занятий различают последующие разновидности форм обучения:
- индивидуальное обучение;
- классно-урочная система;
- лекционно-семинарская система. Не считая всех обычных форм обучения, можно обучаться и на чужом материале, в данном случае, познания сами собой откладываются в голове.
Функции форм организации обучения
Данные формы в совокупности исполняют следующие функции:
- обучающе-образовательную, которая дозволяет проектировать и применять эти формы для создания более действенных условий передачи детям познаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и становления способностей;
- воспитательную, которая гарантирует методичное вступление воспитанников в различные виды деятельности и формирование интеллектуальных, высоконравственно-психологических и физических свойств личности;
- организационную, требующей точной методической проработки и инструментовки образовательного процесса;
- психологическую, которая подразумевает наилучшее формирование у учащихся всех психических процессов, способствующих обучению;
- развивающую, которая связана с созданием разнообразия условий для настоящей интеллектуальной деятельности;
- систематизирующую и структурирующую, гарантирующие научную очередность и последовательность передачи информационного учебного материала;
- комплексирующую и координирующую, которые предполагают собой взаимозависимость самих форм обучения с целью увеличения эффективности образовательного процесса;
- стимулирующую, которая проявляется в учете возрастных особенностей учеников.
Урок – как главная форма организации обучения
Урок считается главной структурной единицей учебного процесса в школе и характеризуется неизменным составом обучаемых групп, условно устойчивым составом преподавателей, предметной системой обучения и условной структурной законченностью конкретного цикла обучения: проверка пройденного, изучение нового материала, упражнения, контроль усвоения.
Уроку, несмотря на однозначные преимущества коллективного обучения, присущи также и серьезные внутренние противоречия. Необходимо особенно выделить, что речь идет не о нерациональных и непродуманных вариантах урока, а об уроке как таковом, о самой форме классно-урочного обучения.
Первое противоречие между коллективным методом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, психологического реагирования, интеллектуальной деятельности, становления всякого ребёнка. Оно чаще всего вытекает в поиск усредненных вариантов обучения и внедрение конкретных компенсирующих методик работы, таких как консультации и дифференцированные задания для наиболее сильных и наиболее слабых учеников.
Второе противоречие между регулярностью прямой (от учителя к воспитаннику) и нерегулярностью, эпизодичностью обратной (от воспитанника к преподавателю) взаимосвязи. От учителя воспитанники все время получают информацию, указания, задания, инструкции. Преподаватель воздействует на их самим стилем своего поведения, подходом, авторитетом. Сам преподаватель лишь во время беседы, выслушивания ответов, надзора, проведения самостоятельной работы, экзамена, зачета, приобретает информацию о труде, затруднениях и удачах своих воспитанников. В силу этого снижается способность управлять учебным действием, растёт количество педагогических просчетов и погрешностей, и прежде всего непопаданий в зону ближайшего развития воспитанника.
Третье противоречие между задачами становления многоплановой активности, в том числе фактически преобразующей, задачами включения подростков в настоящую жизнь и подготовки их к дальнейшей жизни, творческому труду и в большей степени вербальным характером обучения. Ученики читают, слушают, смотрят, выполняют задания, в лучшем случае думают и ощущают, сидя за партой, улавливая и проявляя все через слово. Формированию практической преобразующей деятельности коллективное обучение на уроке способствует не достаточно. Четвертое противоречие между настоящим размером определенного учебного материала, времени, нужным для его исследования, и временными рамками урока. Отсюда и так называемые сдвоенные уроки, и разносторонне расцениваемые «погружения» в учебный объект, когда в какой-то период учебного года конкретному предмету отдается наибольшее количество времени. Для того чтоб урок был более действенным, преподаватель обязан находить методы неизменного разрешения его ведущих противоречий. От степени полноты, исчерпанности разрешения противоречий зависят гармоничность урока, всей системы уроков, в конечном счете, эффективность обучения.
spravochnick.ru
» Формы обучения в педагогике. Часть 1
Под формой обучения в педагогике понимается способ организации учебно-воспитательного процесса. Если сформулировать само понятие формы обучения подробнее, то это «устойчивая, исторически сложившаяся и завершенная логически организация педагогического процесса, главными свойствами которого являются систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава его участников, а также наличие определенного режима поведения».
Немного о терминологии
Четкого обоснования того, в чем заключается главное отличие форм обучения от методов обучения, в педагогике не существует. Во многих учебных пособиях по педагогике эти два понятия часто путают и подменяют одно понятие другим. Например, урок считается основной формой организации учебного процесса в школе, в то же время в определенных случаях урок может считаться методом обучения.
Классно-урочная система организации учебного процесса несмотря на частую критику все же выдержала испытание временем и доказала свое право на существование, сохранившись в почти неизменной форме до нынешнего времени во всех станах мира. При всех своих положительных качествах, таких как простота организации, управления и экономичность она обладает целым рядом недостатков. К ним можно отнести недостаточность учета индивидуальных отличий и строгость организации структуры, часто придающие уроку формальный характер.
По М.И. Махмутову, урок представляет собой вариативную форму организации целенаправленного взаимодействия, то есть общения и деятельности, определенного состава учеников и учителей, применяемая систематически, то есть в определенные отрезки времени, для индивидуального и коллективного решения определенных задач обучения, воспитания и развития.
С течением времени урок как историческая категория испытывал некоторые изменения. Современный урок по сравнению с традиционным, сложившимся в мировой практике с середины прошлого века, претерпел ряд изменений в гуманитарном и личностно-ориентированном направлении. В своем пособии Т.А. Ильина очень четко определила семь основных элементов, присущих современному уроку, описала различные комбинации форм и методов проведения урока в современной школе.
Элементы урока
Первым элементом урока, описанным в пособии, является его организационная часть. Основной целью организационной части является введение учеников в учебный процесс путем создания рабочей обстановки в классе. В нее входят приветствие, проверка состава и готовности учеников к уроку, проверка наличия необходимого оборудования, состояние помещения и сообщение о цели и планах проведения урока.
Вторым элементом урока является проверка выполнения домашнего задания, которая производится различными способами в зависимости от цели занятия.
Третий элемент урока это проверка усвоения знаний учащимися по итогам прошлого урока и самостоятельной подготовки. Выполняется такая проверка также несколькими различными способами, такими как тестирование, устный или письменный опрос, индивидуально, фронтально или в комбинациях.
Четвертым элементом урока является ознакомление учащихся с новым материалом, выполняемое посредством устного сообщения учителя либо предоставлением ученикам методического материала для самостоятельного изучения.
К пятому элементу урока относится задание на дом, которое заключается в объяснении учителем сути задания и при необходимости детальной проработки технологии его выполнения.
Шестым элементом урока является закрепление нового материала, выполняемое при помощи диалога между учителем и учениками, ответов на вопросы и пояснения деталей. На седьмом этапе происходит завершение урока, выполняемое организованно под чутким контролем со стороны учителя.
В зависимости от целей и задач урок может включать не все элементы, а только те, которые необходимы в данном конкретном случае. Используя различные комбинации этих элементов, учитель имеет возможность создать множество разновидностей, видов и типов урока.
Традиционные формы проведения уроков обладают определенными достоинствами и недостатками. К достоинствам можно отнести возможность повторить учебный материал многократно, что способствует развитию памяти и лучшему его запоминанию, что, в конечном счете, способствует формированию знаний еще на начальном этапе их усвоения. В то же время это достоинство можно отнести и к недостаткам, таким как ограниченность, то есть формирование знаний без общего развития мыслительной деятельности учащихся. Самостоятельная учебная деятельность с использованием традиционных элементов урока не гарантирована, поскольку зажата в строгие условные рамки.
Хотя, если взглянуть на это с другой стороны, урок отражает исключительно внешние признаки учебного процесса, но совсем не отражает его внутренних признаков. А к внутренним признакам относятся закономерности развития интеллекта, мотивации и прочих сфер, закономерности учения и проблемно-развивающего обучения, структура учебной деятельности. С этой точки зрения традиционный урок не может и не должен служить учителю образцом и руководством к действию, поскольку почти не выполняет своих регулятивных функций.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!paidagogos.com